Утраченные иконы киотов
Одни из важнейших элементов внутреннего убранства храма Воскресения Христова – созданные А.А.Парландом северный и южный киоты из родонита, коргонского порфира и различных яшм. В настоящее время в них сохранились только мозаичные образы, созданные по эскизам М.В.Нестерова: «Св. князь Александр Невский» и «Воскресение Христа».
Иконы были набраны прямым римским способом в мозаичных мастерских Академии художеств. Точно следуя эскизу, мастера предоставили нам возможность любоваться удивительно тонкой и нежной палитрой художника.
Ниши киотов были заполнены живописными иконами в богато украшенных окладах. Они были пожертвованы еще строящемуся храму различными людьми и учреждениями. Пышная декоративность риз была обусловлена богатством цветового решения самих киотов. В обрамлении цветных яшм и родонита, в соседстве со сверкающими мозаиками иконы без богатых окладов просто бы «потерялись». Очевидно, поэтому Парланд выбрал из имевшихся в его распоряжении образов наиболее пышные.
Создававшие декоративное убранство Спаса на крови русские мастера в период поисков национально-романтического стиля обращались к традициям древнерусского и византийского искусства. Во время строительства собора в обеих русских столицах возрождаются старые производства, появляются мастерские серебряных и золотых изделий. Так, в Москве становятся известными крупные фабрики И.П.Сазикова, П.А.Овчинникова и И.П.Хлебникова, рабочие которых великолепно владели различными приемами обработки металла и камня, и наряду с другими предметами изготавливали также церковную утварь. Один из окладов иконы северного киота «Корсунская Богоматерь» был выполнен на фабрике Хлебникова. Кем и когда были изготовлены оклады остальных икон храма, определить достаточно сложно, поскольку сведений об этом в архивных источниках не сохранилось.
Увидеть иконы киотов можно на фотографиях, сделанных в 1907 году во время освящения и открытия Спаса на крови (негативы снимков хранятся в петербургском Государственном архиве кинофотодокументов). С их помощью удалось установить, что в южном киоте находились упомянутые в «Отчете» Парланда иконы, между тем как оформление северного киота несколько расходится с описанием архитектора. Так, вместо указанной в «Отчете» иконы Римской Богоматери представлен образ, изображающий старца с длинной узкой бородой до пояса, с посохом в руке, в омофоре и с митрой на голове. Скорее всего, это епископ, возможно, один из московских митрополитов, например, святитель Алексий, митрополит Московский, несколько образов которого были упомянуты в перечне пожертвованных икон.
Кроме того, святитель Алексий считался небесным покровителем последнего наследника российского престола, великого князя Алексея Николаевича (1904–1918), и размещение иконы его святого рядом с мозаичным изображением покровителя императора Александра II, возможно, преследовало цель еще раз подчеркнуть преемственность божественного покровительства династии Романовых.
Иконы в киотах располагались в следующем порядке.
В северном киоте в левом кокошнике находился образ Спасителя в серебряном окладе, в центральном кокошнике – Спас Нерукотворный в серебряном, украшенном эмалью окладе, в правом кокошнике – икона св. Александра Невского и преподобной Евдокии в серебряном вызолоченном окладе с эмалями. Иконы в самом киоте (слева направо): Корсунская Богоматерь в серебряном вызолоченном окладе, украшенном эмалью и жемчу-гом; святитель Алексий ( ? ). Далее Донская Богоматерь в жем-чужном окладе и Спаситель в серебряном вызолоченном окладе.
В южном киоте в левом кокошнике находилась икона Казанской Богоматери в серебряном филигранной работы окладе. В центральном кокошнике – Спас Нерукотворный в серебряном окладе, в правом – иконы Архангела Михаила, св. Николая и мученицы Параскевы. В самом киоте (слева направо): св. Александр Невский, святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, ярославские чудотворцы князья Василий и Константин в серебряном с эмалью окладе. Далее Богоматерь Всех Скорбящих Радость в вызолоченном окладе, украшенном драгоценными камнями, и Тихвинская Богоматерь в серебряном вызолоченном окладе.
Надежды на то, что со временем в пустых нишах киотов храма Воскресения Христова появятся утраченные образа, почти не осталось.
Есть предположение, что некоторые из них находятся в настоящее время в фондах петербургских музеев. Перед тем, как в 1930-е годы собор был переоборудован в склад, музейным работникам г. Ленинграда было дано разрешение отобрать интересующие их детали убранства храма для своих коллекций. Возможно, в число «реквизированных» святынь храма попали иконы киотов.
Подготовлено О.А.Федосеевой |